Нарада Муни
Повествования Пуран неразрывно связаны с его именем. О нем рассказывается в Бхагаватам. В прошлой жизни он был сыном служанки, но благоприятное общение с чистыми преданными дало ему знание о преданном служении, и в следующей жизни Нарада был уже совершенной личностью, не имеющей себе равных. Его имя неоднократно упоминается в Махабхарате. Он – главный деварши, первый мудрец среди полубогов. Как сын и ученик Брахмаджи, он продолжал линию ученической преемственности, идущую от Брахмы. Нарада дал посвящение Прахладе Махарадже, Дхруве Махарадже и многим прославленным преданным Господа. Он дал посвящение даже Вьясадеве, автору ведических писаний, а от Вьясадевы посвящение получил Мадхвачарья. Так по всей вселенной распространилась Мадхва-сампрадая, куда входит и Гаудия-сампрадая. К Мадхва-сампрадае принадлежал и Шри Чайтанья Махапрабху. Таким образом, Брахмаджи, Нарада, Вьяса, а затем Мадхва, Чайтанья и Госвами – все они принадлежали к одной линии ученической преемственности. С незапамятных времен Нарададжи давал свои наставления многим царям. Из Бхагаватам мы узнаем, что он наставлял Прахладу Махараджу, когда тот еще находился во чреве матери, а также Васудеву, отца Кришны, и Махараджу Юдхиштхиру.
Шримад-Бхагаватам 1.9.7, комментарий
Шрила Вьясадева
Он известен как Кришна, Кришна-дваипаяна, Дваипаяна, Сатьявати-сута, Парашарья, Парашаратмаджа, Бадараяна, Ведавьяса и т. д. Он родился у Сатьявати от Махамуни Парашары до ее обручения с Махараджей Шантану -- отцом великого военначальника Деда Бхишмадевы. Он является могущественным воплощением Нараяны и несет миру ведическую мудрость. Поэтому перед чтением ведической литературы, особенно Пуран, принято выражать почтение Вьясадеве. Шукадева Госвами был его сыном, а Ваишампаяна и другие риши – его учениками, которым были доверены различные части Вед. Он – автор великого эпоса Махабхараты и великого трансцендентного произведения Бхагаватам. Им же были составлены Брахма-сутры – Веданта-сутры, или Бадараяна-сутры. Благодаря своим суровым аскезам он стал наиболее почитаемым автором среди мудрецов. На благо всех людей эпохи Кали он решил записать великий эпос Махабхарату. Для этого Вьясадеве понадобился искусный стенографист, который мог бы записать его слова под диктовку. По указанию Брахмаджи эту роль взял на себя Шри Ганешаджи, но с условием, что Вьясадева продиктует весь текст, не прерываясь ни на мгновение. Так объединенными усилиями Вьясы и Ганеши была составлена Махабхарата.
Шримад-Бхагаватам 1.9.7
Шесть Госвами Вриндавана.
Шесть Госвами Вриндавана, а именно Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатха даса Госвами, Шрила Джива Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами, – были близкими учениками Шри Чайтаньи Махапрабху. Они жили во Вриндаване, и на них была возложена задача отыскать утерянные святые места игр Кришны и составить литературу о науке сознания Кришны. Госвами являли собой пример высшего уровня сознания Кришны. Нижеследующее – краткие биографические очерки их жизни.
Шри Санатана Госвами
О Санатане Госвами говорится в Гаура-ганоддеша-дипике (181). Прежде он был известен как Рати-манджари или иногда как Лабанга-манджари. В Бхакти-ратнакаре говорится, что его духовный учитель, Видьявачаспати, иногда останавливался в деревне Рамакели, и Санатана Госвами с его помощью изучил всю ведическую литературу. Он был так предан своему духовному учителю, что это невозможно описать.
В соответствии с ведической системой, если человек видел мусульманина, он тотчас же должен был совершить определенные ритуалы, чтобы искупить грех такой встречи. Но Санатана Госвами постоянно общался с мусульманскими царями. Не уделяя большого внимания ведическим указаниям, он обычно посещал дома мусульманских царей, и поэтому считал себя обращенным в мусульманство. Он всегда был смиренным и кротким. Когда Санатана Госвами предстал перед Господом Чайтаньей Махапрабху, он признался: "Я всегда общаюсь с низшим классом людей, и поэтому мое поведение очень отвратительно". В действительности он принадлежал к очень уважаемой семье брахманов, но поскольку он считал свое поведение ужасным, то не стремился к тому, чтобы быть среди брахманов, и всегда оставался в среде людей низших каст. Он написал книги Хари-бхакти-виласа и Вайшнава-тошани (комментарий к Десятой песни Шримад-Бхагаватам). В году 1476 Шакабда он закончил писать Брихадвайшнава-тошани – комментарий к Шримад-Бхагаватам. В году 1504 Шакабда он закончил Лагху-тошани.
Ч. ч. Ади 10.84, комментарий
Шри Рупа Госвами
В Гаура-ганоддеша-дипике (180) Шри Рупа Госвами описывается как гопи по имени Шри Рупа-манджари. В Бхакти-ратнакаре представлен список книг, составленных Шри Рупой Госвами. Из всех его книг следующие шестнадцать являются наиболее читаемыми среди вайшнавов: 1) Хамсадута, 2) Уддхава-сандеша, 3) Кришна-джанма-титхи-видхи, 4) и 5) Ганоддеша-дипика Брихат (большая) и Лагху (малая), 6) Ставамала, 7) Видагдха-мадхава, 8) Лалита-мадхава, 9) Дана-кели-каумуди, 10) Бхактирасамрита-синдху (самая знаменитая книга Шри Рупы Госвами), 11) Уджджвала-ниламани, 12) Акхьята-чандрика, 13) Матхура-махима, 14) Падьявали, 15) Натака-чандрика и 16) Лагху-бхагаватамрита. Шри Рупа Госвами оставил все свои семейные связи, принял отреченный образ жизни и разделил свои деньги, отдав 50 процентов брахманам и вайшнавам, двадцать пять своим кутумба (членам семьи), и двадцать пять процентов оставив себе на случай крайности. Он встретил Харидаса Тхакура в Джаганнатха Пури, где он встретил и Господа Чайтанью с Его спутниками. Господу Чайтанье очень нравился почерк Рупы Госвами.
Шрила Рупа Госвами мог сочинять стихи в соответствии с пожеланиями Шри Чайтаньи Махапрабху, и под Его руководством он написал две книги: Лалита-мадхава и Видагдха-мадхава. Господь Чайтанья хотел, чтобы два брата, Санатана Госвами и Рупа Госвами, написали много книг, излагающих суть религии вайшнавов. Когда Санатана Госвами встретил Шри Чайтанью Махапрабху, Господь посоветовал ему отправиться во Вриндаван.
Ч. ч. Ади 10.84, комментарий
Шри Рагхунатха Бхатта Госвами
Рагхунатха Бхаттачарья, или Рагхунатха Бхатта Госвами, один из шести Госвами, был сыном Тапана Мишры. Он родился приблизительно в году 1425 Шакабда и был очень опытен в декламации Шримад-Бхагаватам, а в Антья-лиле, 30-й главе, говорится, что он также был искусен в приготовлении пищи: все, что бы он ни приготовил, было подобно нектару. Шри Чайтанья Махапрабху получал огромное наслаждение, когда принимал пищу, приготовленную им, а сам Рагхунатха Бхатта обычно ел остатки пищи Шри Чайтаньи Махапрабху. Рагхунатха Бхатта в течение восьми месяцев жил в Джаганнатха Пури, после чего Шри Чайтанья наказал ему отправляться во Вриндаван к Шри Рупе Госвами. Шри Чайтанья Махапрабху попросил Рагхунатху Бхатту не жениться, оставаться брахмачари, и, кроме того, Он дал ему указание постоянно читать Шримад-Бхагаватам. Итак, он отправился во Вриндаван, где занялся чтением Шримад-Бхагаватам для Шрилы Рупы Госвами. Он был настолько искусен в декламации Шримад-Бхагаватам, что мог читать на три различных мотива буквально каждый из стихов. Когда Рагхунатха Бхатта Госвами жил со Шри Чайтаньей Махапрабху, Господь однажды благословил его, дав ему орехи бетеля, предложенные Божеству Джаганнатхи, и гирлянду из туласи, которая, как описывается, была длиной около четырнадцати локтей. Храм Говинды был построен одним из учеников Рагхунатхи Бхатты Госвами, по его указанию. Рагхунатха Бхатта Госвами достал все украшения для Божества Говинды. Он никогда не говорил вздор и не разговаривал на мирские темы, а постоянно, двадцать четыре часа в сутки, слушал о Кришне. Он не мог слышать, как поносят вайшнава. Даже если и случалось нечто достойное критики, он обычно говорил, что поскольку все вайшнавы заняты служением Господу, он не собирается обращать внимания на их недостатки. Впоследствии Рагхунатха Бхатта Госвами жил рядом с Радха-кундой, в маленькой хижине. В Гаура-ганоддеша-дипике, стих 185, говорится, что Рагхунатха Бхатта Госвами прежде был гопи по имени Рага-манджари.
Ч. ч. Ади 10.155, комментарий
Шри Рагхунатха дас Госвами
Шрила Рагхунатха дас Госвами родился, вероятнее всего, в году 1416 Шакабда, в семье каястх. Его отец Говардхан Маджумдар был младшим братом Заминдара Хираньи Маджумдара. Селение Шри Кришнапура, где родился Рагхунатха, расположено в полутора милях от станции Тришабагха на железнодорожной ветке Калькутта-Бурдван. До сих пор там стоит храм Шри Шри Радха-Говинда. Напротив храма имеется широкая открытая территория, но большого зала для собраний там нет. Недавно богатый джентльмен из Калькутты по имени Харичарана Гхош, живший в квартале Симла, отреставрировал этот храм. Весь храмовый комплекс окружен стенами, а в маленькой комнате, которая находится сбоку от храма, есть небольшая платформа, на которой Рагхунатха дас обычно поклонялся Божеству. Рядом с храмом – высыхающая река Сарасвати.
Все предки Шрилы Рагхунатхи даса Госвами были вайшнавами и очень богатыми людьми. Его домашним учителем был Ядунандана Ачарья. Хотя Рагхунатха дас считался семейным человеком, он не имел привязанности к своему имению и жене. Заметив его желание оставить дом, его отец и дядя наняли особых телохранителей, чтобы те наблюдали за Рагхунатхой. Но несмотря на это ему удалось убежать от их бдительного надзора. Он направился в Джаганнатха Пури, чтобы встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху. Это произошло в году 1439 Шакабда. Рагхунатха дас Госвами составил три книги: Става-мала (или Стававали), Дана-чарита и Мукта-чарита. Он прожил очень долгую жизнь. Большую часть своей жизни он провел на Радха-кунде. То место, где Рагхунатха дас Госвами совершал свое преданное служение у Радха-кунды, существует и по сей день. Он почти полностью прекратил принимать пищу, и поэтому был очень худ и слаб здоровьем. Его интересовало только лишь воспевание святого имени Господа. Он все время сокращал длительность своего сна и в конце концов почти совсем перестал спать. Говорится, что его глаза были всегда полны слез. Когда Шриниваса Ачарья однажды пришел к Рагхунатхе дасу Госвами, тот благословил его и обнял. Шриниваса Ачарья попросил у него благословений, чтобы проповедовать в Бенгалии, и Шрила Рагхунатха даса Госвами даровал их ему. В Гаура-ганоддеша-дипике (186) утверждается, что Шрила Рагхунатха даса Госвами прежде был гопи по имени Раса-манджари. Иногда говорится, что он был Рати-манджари.
Ч. ч. Ади 10.91, комментарий
Шри Джива Госвами
В Гаура-ганоддеша-дипике говорится, что Шрила Джива Госвами прежде был гопи Виласа-манджари. С самого раннего детства Джива Госвами был очень увлечен Шримад-Бхагаватам. Позднее он пришел в Навадвипу, чтобы изучать санскрит и, следуя по стопам Шри Нитьянанды Прабху, обошел всю Навадвипа-дхаму. После посещения Навадвипа-дхамы он пошел в Бенарес, чтобы изучать санскрит у Мадхусуданы Вачаспати, и после того, как закончил свою учебу в Бенаресе, он пошел во Вриндаван и принял прибежище у своих дядьев, Шри Рупы и Санатаны. Это описывается в Бхакти-ратнакаре. Насколько нам известно, Шрила Джива Госвами написал и отредактировал по меньшей мере двадцать пять книг. После ухода во Вриндаване Шри Рупы Госвами и Санатаны Госвами Шрила Джива Госвами стал ачарьей всех вайшнавов Бенгалии, Ориссы и всего мира, и именно он был их наставником в преданном служении. Во Вриндаване он основал храм Радха-Дамодара, где Прабхупада жил в отречении до 65-летнего возраста, пока не решил отправиться в Соединенные Штаты. В то время, когда Джива Госвами был еще на этой планете, Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами составил свою знаменитую Чайтанья-чаритамриту. Позднее Шрила Джива Госвами вдохновил Шриниваса Ачарью, Нароттама даса Тхакура и Духкхи Кришнадаса проповедовать сознание Кришны в Бенгалии. Дживе Госвами однажды сообщили, что все рукописи, собранные во Вриндаване и посланные в Бенгалию с целью проповеди, были похищены около Вишнупура в Бенгалии, но впоследствии до него дошли известия, что книги все же нашлись. Шри Джива Госвами дал титул "Кавираджа" Рамачандра Сене, ученику Шриниваса Ачарьи, и своему младшему брату Говинде. Когда Джива Госвами был еще жив, Шримати Джахнавидеви, энергия наслаждения Шри Нитьянанды Прабху, отправилась с несколькими преданными во Вриндаван. Джива Госвами был очень милостив к Гаудия-вайшнавам, вайшнавам из Бенгалии. Всякому, кто приходил во Вриндаван, он предоставлял жилище и прасад.
Ч. ч. Ади 10.85, комментарий
Шри Гопала Бхатта Госвами
Шри Гопала Бхатта Госвами был сыном Вьенкаты Бхатты, жителя Шри Рангама. Прежде Гопала Бхатта принадлежал к ученической преемственности Рамануджа-сампрадаи. В году 1433 Шакабда, когда Шри Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии, в течение четырех месяцев чатурмасьи он жил в доме Вьенкаты Бхатты, который получил тогда возможность служить Господу от всего сердца. Гопала Бхатта также смог тогда послужить Господу. Шри Гопала Бхатта Госвами позднее был инициирован своим дядей, великим санньяси Прабодханандой Сарасвати. И отец и мать Гопала Бхатты Госвами были необычайно удачливы, поскольку они посвятили свои жизни служению Господу Чайтанье Махапрабху. Они позволили Гопала Бхатте Госвами идти во Вриндаван, а сами оставили свои тела, думая о Шри Чайтанье Махапрабху. Позднее Господу Чайтанье сообщили, что Гопала Бхатта Госвами ушел во Вриндаван и встретился там с Шри Рупой и Санатаной Госвами. Он был очень доволен этим и посоветовал Шри Рупе и Санатане принять Гопала Бхатту Госвами своим младшим братом и позаботиться о нем. Шри Санатана Госвами, из великой любви к Гопала Бхатте Госвами, составил вайшнава-смрити под названием Хари-бхакти-виласа и опубликовал его под именем Гопала Бхатты. По указанию Шри Рупы и Санатаны Гопала Бхатта Госвами установил одно из семи главных Божеств Вриндавана, Божество Радха-Рамана. Севайты (священнослужители) храма Радха-Рамана принадлежат к Гаудия-сампрадае.
Прежде чем приступить к написанию Чайтанья-чаритамриты, Кришнадаса Кавираджа Госвами попросил позволения на это у всех вайшнавов, и Гопала Бхатта Госвами также дал ему свои благословения, но попросил Кришнадаса Кавираджу Госвами не упоминать в книге его имя. Поэтому Кришнадас Кавираджа Госвами очень осторожно упомянул имя Гопала Бхатты Госвами в одном или двух местах Чайтанья-чаритамриты. Шрила Джива Госвами написал в начале своей Таттва-сандарбхи: "Преданный из Южной Индии, который родился в семье брахманов и был очень близким другом Рупы Госвами и Санатаны Госвами, написал книгу, и составил он ее не в хронологическом порядке. Поэтому я, незначительное живое существо, известное под именем Джива, пытаюсь расположить события книги хронологически, согласуясь с указаниями таких великих личностей, как Мадхвачарья, Шридхара Свами, Рамануджачарья и другие старшие вайшнавы ученической преемственности". В начале Бхагават-сандарбхи есть похожие утверждения Шрилы Дживы Госвами. Шрила Гопала Бхатта Госвами составил книгу, которая называется Саткрия-сара-дипика, в редакции – Хари-бхакти-виласа. Написал он ее перед Сат-сандарбхой и комментарием на Кришна-карнамриту. Кроме того, он установил во Вриндаване Божество Радха-Рамана. В Гаура-ганоддеша-дипике, (стих 184), говорится, что прежде в играх Кришны имя его было Ананга-манджари. Иногда также говорится, что он был воплощением Гуна-манджари. Шриниваса Ачарья и Гопинатха Пуджари были двумя из его учеников.
Ч. ч. Ади 10.105, комментарий
Шрила Бхактивинода Тхакур
Вся жизнь Бхактивиноды Тхакура была посвящена служению Шри Кришне, Верховной Личности Бога. По тому, какое благо принесла его деятельность миру, ее можно сравнить только с грандиозной деятельность Самого Шри Чайтаньи и шестерых Госвами. Его духовная деятельность и божественные писания оказали на разумных и образованных людей громадное влияние и зародили веру в возвышенные наставления и заповеди Господа Чайтаньи.
Тхакур Бхактивинода появился на свет в богатой семье (он родился 2 сентября 1838 года, и его назвали при рождении Кедаранатхой Даттой), но тем не менее ранние года его жизни были полны трудностей. Он провел детство в доме своего деда по матери в Бирнагаре (Улаграм), откуда в тринадцать лет, после смерти отца, переехал в Калькутту, где завершил свое образование. Вскоре после того, как он закончил университет, ему сообщили, что его дед по отцу лежит при смерти. Дед, Раджаваллабха Датта, был известной в Калькутте личностью. Последние свои дни он жил отшельником в уединенном месте в Ориссе. Он мог предсказывать будущее и знал точную дату своей смерти, так как обладал способностью вступать в контакт со сверхъестественными существами. В знаменательные часы кончины своего деда Тхакур Бхактивинода находился рядом с ним и получил от него наставления, а после ухода этой великой души посетил все основные храмы и ашрамы штата Орисса.
Дальнейшая деятельность Бхактивиноды Тхакура связана с просвещением. Он ввел в Ориссе преподавание на английском языке и написал небольшую книгу, в которой рассказал обо всех ашрамах этого штата, упомянув и тот, что находился на земле, принадлежавшей его предкам. "Мне принадлежит деревенька Чхотимангалпур в округе Орисса, – писал Бхактивинода Тхакур. – В той деревне есть монастырь, который мои предки подарили вместе с участком земли святым людям. Настоятель этого монастыря перестал давать кров святым странникам в ненастные ночи. Узнав об этом, я пригрозил, что отниму землю, если еще раз услышу жалобы на его негостеприимство". Позже Бхактивинода Тхакур поступил на государственную службу и переехал в Бенгалию. Там в одном из городов он произнес историческую речь, посвященную философии Шримад-Бхагаватам, и эта речь привлекла внимание тысяч людей. В ней он поведал миру о сокрытых на страницах Бхагаватам сокровищах и сказал, что это произведение должен прочитать каждый человек, обладающий философским складом ума. Несколько лет спустя он переехал в город Чампаран, где в огромном баньяновом дереве обитал брахма-дайтья (разновидность приведения), которому поклонялись многие падшие люди. Однажды к Бхактивиноде Тхакуру пришел отец девушки, славившейся своей ученостью, который собирал пожертвования, и Бхактивинода тут же усадил его читать Бхагаватам под тем самым деревом, где жило приведение. Спустя месяц, в день, когда чтение Бхагаватам было закончено, дерево с треском рухнуло на землю, и приведение навсегда покинуло те места. Все жители города, за исключением нечестивцев, поклонявшихся приведению, были благодарны Бхактивиноде за то, что он избавил их от дайтьи.
Следующим городом, куда переехал Бхактивинода, был Пури. Комиссар, в чьем ведении находился тот административный округ, очень обрадовался, узнав, что Бхактивинода будет служить в Пури, и попросил его в качестве представителя правительства следить за порядком в храме Джаганнатхи. В Джаганнатха Пури Тхакур Бхактивинода немало времени уделял литературной деятельности и обсуждению духовных произведений. Он подготовил примечания к Веданта-сутрам, изданным с комментариями Баладевы Видьябхушаны.
В 1877 году Тхакур Бхактивинода был переведен в другой город, а в 1881 году начал издавать журнал Саджджнана-тошани ("Радость чистых преданных"), который был посвящен вопросам духовной жизни и приобрел впоследствии широкую известность. Он также опубликовал Шри Кришна-самхиту, которая явила миру философию, раскрывающую духовное бытие Кришны, и открыла образованным людям глаза на их истинные отношения с Богом. Эту работу с восторгом приняли многие немецкие ученые, поскольку, вопреки мнению читающей публики, считавшей Кришну обыкновенным героем-любовником, плодом воображения поэта, Шрила Бхактивинода, основываясь на свидетельствах Вед, показал, что Кришна есть Парабрахман, Верховная Трансцендентная Личность, Абсолютное Существо.
Бхактивинода Тхакур очень хотел увидеть места, где проходили игры Господа Чайтаньи, и неоднократно просил перевести его в любой город, находящийся поблизости от Навадвипы (Майяпура). Не добившись перевода, он подал официальное прошение об отставке, но ему было отказано. Вскоре, однако, к своей великой радости, он получил назначение в Кришнанагар, расположенный в тридцати пяти километрах от Навадвипы. Поселившись неподалеку от Навадвипы, Бхактивинода Тхакур стал проводить в ней все свободное время. Он сразу же начал собирать сведения о точном расположении мест, где Господь Чайтанья являл свои игры. Опросив местных жителей и сверив их показания со старыми картами, относящимися ко второй половине восемнадцатого века и содержащими название "Шри Майяпур", он наконец обнаружил истинное место рождение Господа Чайтаньи.
Год 1895 был самым знаменательным в истории вайшнавизма. Виновником всех событий, которыми был отмечен этот год, стал Бхактивинода Тхакур. Именно в этом году он добился официального признания места рождения Шри Чайтаньи, сообщив широкой публике, где на самом деле родился Господь, и раскрыв истинное значение места Его рождения. Тысячи гостей собрались на торжества, состоявшиеся на месте рождения Господа Чайтаньи. Тхакур Бхактивинода не хотел, чтобы его открытие было предано забвению, поэтому, как только он вышел в отставку, он начал собирать пожертвования на возведение храма, с величайшим смирением ходя от двери к двери.
Широко развернулась в то время и проповедь святого имени, о котором стало известно даже в самых отдаленных уголках земного шара. Гауранга-смарана-мангала-стотра с предисловием на английском языке, рассказывающем о жизни и учении Шри Чайтаньи, которая вышла из-под пера Бхактивиноды вскоре после открытия места рождения Господа Чайтаньи, заняла место на полках библиотек во всех учебных заведениях обоих полушарий. Так учение Шри Чайтаньи Махапрабху стало доступным философам и ученым Запада.
Чем активнее велась проповедь имен Господа Чайтаньи и Господа Кришны, тем большую радость испытывал Тхакур Бхактивинода. После того, как была опубликована Гауранга-смарана-мангала-стотра, он составил примечания к Шри Брахма-самхите и Шри Кришна-карнамрите, а также подарил миру два ценнейших бессмертных произведения – Шри Хари-нама-чинтамани и Бхаджана-рахасью. Кроме того, он отредактировал Шримад-бхагаватарка-маричи-малу, содержащую все основные шлоки Шримад-Бхагаватам, относящиеся к вайшнавской философии, и написал к ней комментарии. В своей литературной деятельности он не знал отдыха, и из-под его пера вышло великое множество трудов по философии вайшнавов. Бхактивинода Тхакур приступал к работе поздно вечером, завершив свои служебные дела, и до часу или до двух часов ночи сочинял песни и писал книги.
В начале двадцатого столетия Бхактивинода Тхакур решил поселиться в Пури и построил там на побережье океана дом. Многие искренние души искали его благословений и наконец обрели их, когда в 1908 году он отрекся от мира, получив от Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи посвящение Бабаджи. Несмотря на то, что Бхактивинода Тхакур вел образ жизни в отречении, к нему постоянно приходили люди всех сословий и всякого звания, и он щедро одаривал их своими духовными наставлениями и благословениями. В 1910 году он перестал принимать посетителей и с этого времени пребывал в состоянии совершенного самадхи, полного сосредоточения на вечных играх Господа. В 1914 году, в день уходя Шри Гададхары, Бхактивинода Тхакур оставил этот мир, перенесясь в полное блаженства царство Голоки.
Из книги Песни ачарьев-вайшнавов, стр.8-15
Шрила Гауракишора дас Бабаджи
[Из статей Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати]
Он появился в этом мире в начале шестнадцатого столетия [по бенгальскому летоисчислению] и в течение 29 лет был домохозяином, пока не умерла его жена. После этого он принял инициацию Бабаджи у Шрилы Бхагавата даса Бабаджи (ученика Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи). Затем Гауракишора отправился во Вриндаван и там около тридцати лет путешествовал от деревни к деревне. Украшенный титулом "бхаджананди", он никогда, даже втайне, не стремился получить ни капли материального чувственного наслаждения. В 1897 году Шрила Гауракишора пришел в Шри Навадвипа-дхаму (когда в Шри Майяпуре была открыта Йога Питха) и с этого времени до своего ухода жил в тех местах, осознавая, что они неотличны от Вриндавана. Он жил подаянием, готовил пищу в выброшенных горшках, найденных на обочинах дороги или по берегам Ганги, и ел из человеческого черепа; одевался же он в застиранную до дыр, старую
выброшенную одежду, которой обычно накрывали трупы в местах кремации. Все его имущество состояло из бус туласи на шее и четок для джапы. Иногда у него не было четок, и тогда он повторял джапу на куске старой ткани, завязанной на узлы. В экадаши он обычно постился без воды (нирджала). Никому и никогда не предоставлялась возможность служить ему, даже если это был Шрила Бхактивинода Тхакур, его близкий друг, или Шрила Бхактисиддханта, его единственный ученик. Он обладал высочайшей любовью в разлуке с Господом Шри Кришной. Он обладал также способностью в точности видеть намерения и психологическую природу каждого, кто находился рядом с ним, особенно хорошо он отличал притворщиков. Когда его посещали такие люди, он обычно давал им уничтожающий совет, который попадал прямо в точку. Иногда он вел себя, как сумасшедший или как слепой, а порой даже не знал, одет он или нет.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати
Деятельность Бхактивиноды Тхакура была направлена на реформацию Гаудия-вайшнавизма в Индии. Он молился Господу Чайтанье: "Твое учение во многом забыто людьми и не ценится. Не в моих силах восстановить его". Он молил Господа о том, чтобы у него появился сын, который помог бы ему проповедовать. И когда в 1874 году, 6 февраля, у Бхактивиноды Тхакура в Джаганнатха Пури родился Бхактисиддханта Сарасвати, вайшнавы увидели в этом событии ответ на молитвы его отца. Когда он появился на свет, пуповина оказалась закрученной вокруг его шеи и пересекала грудь в точности так, как брахманы носят священный шнур. Бимала Прасад – так назвали его родители.
Когда Бимала Прасаду было шесть месяцев, колесницы фестиваля Джаганнатхи остановились у ворот дома Бхактивиноды, и в течение трех дней их не могли сдвинуть с места. Супруга Бхактивиноды Тхакура поднесла ребенка к колеснице и представила Божеству Господа Джаганнатхи. Вдруг ребенок вытянул свои ручки и коснулся стоп Господа Джаганнатхи, и тотчас же он был благословлен гирляндой, упавшей с тела Господа. Когда Бхактивинода Тхакур узнал, что гирлянда Господа упала на его сына, он понял, что это и был тот сын, о котором он молился.
Однажды, когда Бимала Прасад был еще ребенком четырех лет, его отец слегка отругал его за то, что тот съел манго, еще не предложенное Господу Кришне. Бимала Прасад, хотя и был ребенком, счел себя оскорбителем Господа и дал обет никогда больше не есть манго. В течение всей своей жизни он соблюдал этот обет. Когда ему было семь лет, он уже наизусть знал всю Бхагавад-гиту и мог объяснять ее стихи. В то время его отец начал обучать сына редактированию и издательскому делу, чтобы Бимала мог помогать ему выпускать журнал вайшнавов Саджджана-тошани. Вместе со своим отцом он посетил множество святых мест и услышал речи ученых пандитов.
В студенческие годы Бимала Прасад читал книги, написанные его отцом, предпочитая их учебным пособиям. К двадцатипятилетнему возрасту он уже хорошо знал санскрит, математику и астрономию и стал автором многих журнальных статей и одной книги, за которую он получил имя "Сиддханта Сарасвати" в знак признания его эрудиции и учености. Когда ему было двадцать шесть лет, его отец пожелал, чтобы он принял инициацию у отреченного святого-вайшнава, Гауракишоры даса Бабаджи, который и дал ему совет "проповедовать Абсолютную Истину и оставить все прочие занятия". Получив благословения Гауракишоры даса Бабаджи, Бимала Прасад (теперь уже Сиддханта Сарасвати) решил посвятить свое тело, ум и речь служению Господу Кришне.
В 1905 году Сиддханта Сарасвати принял обет повторить Харе Кришна маха-мантру миллиард раз. Поселившись в Майяпуре в соломенной хижине, неподалеку от места рождения Господа Чайтаньи, он стал повторять мантру днями и ночами. Один раз в день он готовил себе рис в земляном горшке и кроме этого риса ничего больше не ел; спал же он на земляном полу своей хижины, а когда сквозь соломенную крышу капал дождь, он раскрывал зонт и, сидя под ним, повторял святые имена.
В 1911 году, когда его престарелый отец болел и уже не мог встать, Сиддханта Сарасвати бросил вызов псевдовайшнавам, заявлявшим, что только рождение в их касте давало право проповедовать сознание Кришны. Общество кастовых брахманов было рассержено тем, что Бхактивинода Тхакур представил множество доказательств из Писаний относительно того, что любой человек, независимо от рождения, может стать брахманом-вайшнавом. Эти смарта-брахманы затеяли спор, желая доказать, что вайшнавы занимают более низкое положение, чем они. От имени своего болеющего отца Сиддханта Сарасвати написал очерк "Решающее различие брахмана и вайшнава" и показал его отцу. Несмотря на свое плохое здоровье, Бхактивинода Тхакур был очень рад услышать аргументы, которые могли бы полностью разгромить смарта-брахманов, бросивших такой вызов.
В последствии Сиддханта Сарасвати отправился в Миднапур, где на трехдневную дискуссию собирались пандиты со всей Индии. Первыми выступали смарта-брахманы с заявлением, что всякий рожденный в семье шудр, пусть даже получивший посвящение от духовного учителя, никогда не сможет очиститься настолько, чтобы совершать брахманическую деятельность, поклоняться Божеству или инициировать учеников. Наконец, стал держать свою речь Сиддханта Сарасвати. Он цитировал те стихи из ведических писаний, которые прославляли брахманов, что очень удовлетворило ученых смарта-брахманов. Затем он стал приводить те цитаты, которые говорили о настоящей квалификации для того, чтобы стать брахманом, о качествах вайшнава, о том, как сообщаются между собой эти два типа качеств, и о квалификации духовного учителя. Радость тех, кто враждебно относился к вайшнавам, очень быстро исчезла, когда Сиддханта Сарасвати доказал на основе Писаний, что если человек рожден шудрой, но проявляет качества брахмана, его следует почитать так же как брахмана, несмотря на его происхождение. Подобным же образом, если человек родился в семье брахмана, но ведет себя как шудра, он не является брахманом. После того, как Сиддханта Сарасвати закончил свою речь, председательствующий на этом собрании стал поздравлять его и тысячи людей окружили его. Это было победой вайшнавизма.
После того, как оставили этот мир отец, в 1914 году, и духовный учитель, в 1915 году, Сиддханта Сарасвати продолжил миссию Господа Чайтаньи. Он собрался издавать Саджджана-тошани и в Кришнанагаре основал издательство "Бхагават Пресс". В 1918 году, в Майяпуре, он сел перед изображением Гауракишоры даса Бабаджи и сам инициировал себя в санньясу. В то время он получил титул санньяси "Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа".
Шрила Бхактисиддханта смотрел на печатный станок как на самое лучшее средство для распространения сознания Кришны в широких масштабах, называя его брихат-мридангой. Благодаря брихат-мриданге, большому барабану печатного станка, послание Шри Чайтаньи Махапрабху будет услышано во всем мире.
Шрила Бхактисиддханта был известен как Симха-гуру (гуру-лев). Если он видел вдруг какого-нибудь имперсоналиста, он обычно окликал этого человека и бросал ему вызов: "Эй, почему вы обманываете людей, проповедуя им философию майявади?" Он советовал своим ученикам не идти на компромисс. "Зачем вам льстить им? – обычно говорил он. – Вы должны говорить чистую правду, без всякой лести. Деньги же придут сами собой".
Когда бы Шрила Бхактисиддханта ни писал и ни говорил о вайшнавской философии, он был бескомпромиссен; заключения его всегда соответствовали шастрам, а логика была очень внушительной. Его ученик Абхай Чаран Де, впоследствии известный под именем А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, иногда слышал, как он излагал вечное учение уникальным образом, и Абхай знал, что никогда не забудет это. "Не пытайтесь увидеть Бога, – говорил Шрила Бхактисиддханта, – но действуйте таким образом, будто Он вас видит".
Шрила Бхактисиддханта осуждал тех владельцев храмов, которые делают бизнес на том, что показывают людям Божества за деньги, и используют эти средства на свое проживание. "Быть подметальщиком улицы гораздо более достойно", – говорил он. Он придумал определение на бенгали: "Шалаграма-шила, которой колют орехи". Этим он хотел сказать, что показывать форму Божества Господа просто ради того, чтобы делать на этом деньги, это значит относиться к Божеству, как к предмету, камню, который можно использовать в своих личных целях.
Абхаю представилась возможность увидеть, как Шрила Бхактисиддханта повел себя при встрече с политиком-националистом Субхашем Чандрой Бозе, который раньше учился в одном колледже вместе с Абхаем. Бозе пришел к Бхактисиддханте, настроенный в некоторой степени критически, поскольку был обеспокоен тем, что Шрила Бхактисиддханта "вербует" молодых людей в духовную жизнь.
Шрила Прабхупада: Субхаш Чандра Бозе пришел к моему Гуру Махарадже и сказал: "Вы увлекли так много молодых людей. Они ничего не делают для нации".
Мой Гуру Махарадж ответил ему: "Хорошо, но для ваших целей нужны очень сильные люди, а мои люди слишком худые. Посмотрите, какие они хилые. Так что не рассчитывайте на них. Позвольте им есть что-нибудь и повторять Харе Кришна". Таким образом он уклонился от Бозе.
Шрила Бхактисиддханта обычно говорил, что наступит такой день, когда судьи верховного суда будут преданными Кришны и будут иметь вайшнавские тилаки на лбах, и тогда он скажет, что миссия распространения сознания Кришны обрела успех.
Он говорил, что Иисус Христос был шакти-авеша-аватарой, уполномоченным воплощением Господа. "Как же иначе? Ведь ради Бога он пожертвовал всем".
На своем ученом языке он заявлял: "Манеры поведения материалиста и в сравнение не могут идти с поведением трансцендентного аристократа". Но иногда в своей речи он выражал это более приземленным образом: "Мирские ученые, пытающиеся понять Верховного Господа своими чувствами и умственными спекуляциями, подобны человеку, который пытается испробовать вкус меда в банке, облизывая эту банку снаружи". Философия без религии, утверждал он, – это сухие спекуляции; религия без философии – это сентиментальность, а иногда фанатизм.
Шрила Бхактисиддханта называл весь мир обществом обманщиков и обманутых. Он приводил такой пример: падшие женщины часто посещают некоторые святые места в Индии с целью совратить садху, считая, что иметь ребенка от садху – это престижно. Подобным же образом, аморальные люди одеваются как садху и сидят в надежде, что их совратят лукавые женщины. Его вывод заключался в том, что человек должен стремиться покинуть материальный мир и вернуться обратно к Господу, поскольку "этот материальный мир – место, не подходящее для джентельмена".
Абхай замечал, что когда ученики спрашивали его духовного учителя о том, что касалось будущего, он никогда не отвечал: "Да, это должно случиться", или: "Да, мы собираемся сделать то". Скорее, он говорил: "Да, возможно, – если Кришна пожелает этого". Хотя в свои молодые годы он был астрологом и мог предсказывать будущее, он оставил все это.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати всю свою жизнь оставался брахмачари и всегда был очень строг в отношении общения с женщинами. Однажды Абхай сидел со своим духовным учителем, другой ученик тоже был там со своей молодой женой. Эта матаджи спросила, может ли она лично поговорить с ним, но Бхактисиддханта ответил: "Нет. Что бы у вас ни было, вы можете спросить об этом сейчас. Видеться с вами наедине я не могу". На Абхая это произвело сильное впечатление, поскольку Шриле Бхактисиддханте было тогда за шестьдесят, а девушка годилась ему во внучки, но, тем не менее, он крепко держался своего правила не разговаривать ни с какой женщиной наедине.
Шрила Бхактисиддханта был доволен, когда его ученики принимали санньясу. К сожалению, однажды одного из его учеников-санньяси жена силой забрала домой, и Шрила Бхактисиддханта скорбел о том, что не смог спасти эту душу. Но он никогда не умалял значение семейной жизни в сознании Кришны. Как-то раз он сказал: "Я имел бы секс сто раз, если бы знал, что смогу воспитать этих детей в сознании Кришны".
Своих брахмачари он обычно посылал продавать книги и журналы, и если кому-то из них удавалось продать пусть даже один или два журнала, это очень радовало его, и он восклицал: "О, ты такой молодец!" Просматривая стихи для публикации, он обычно считал количество ссылок на Кришну и Чайтанью, и это служило критерием того, достойна статья или нет попасть в журнал. Если эти святые имена упоминались достаточное число раз, он решал: "Все в порядке. Это можно использовать".
Он говорил на бенгали: пр чхе йр, се хету прачр, "Чтобы быть проповедником, нужно быть живым – мертвый человек не может проповедовать". Когда кто-либо из его проповедников сообщал, что никто не пришел на лекцию, он отвечал: "Это не имеет значения. Вас будут слушать четыре стены. Этого достаточно. Не расстраивайтесь. Продолжайте воспевать". Комментируя факт, что некоторые из его учеников пали, он говорил: "Кто-то из воинов погибнет".
Он не хотел, чтобы его ученики вели легкую жизнь. Однажды он стал ругать своего ученика за то, что тот имел поверхностное отношение к духовному. Он считал также, что его ученики не должны пытаться уединиться, чтобы практиковать аскезы. Он пел сочиненную им самим песню "Мана туми кисер вайшнава?": "Мой дорогой ум, что ты за вайшнав? В уединенном месте ты повторяешь Харе Кришна, имитируя великих святых Харидаса Тхакура и Рупу Госвами, но на самом деле, вся твоя медитация – это просто размышления о женщинах и деньгах. И твой ум наполнен этой скверной, поэтому твоя бхаджана – просто обман". Он говорил, что если преданный оставляет проповедь в городе ради уединенной медитации – это обман, попытка подражать великим святым с надеждой получить от других дешевое признание. Поэтому он никогда не хотел открывать отделение Гаудия Матх в малолюдном месте.
В свои последние дни, перед тем, как оставить тело, Шрила Бхактисиддханта читал Чайтанья-чаритамриту и повторял на четках мантру. Когда его навестил доктор с намерением сделать ему укол, Шрила Бхактисиддханта запротестовал: "Зачем вы меня беспокоите? Просто повторяйте Харе Кришна". На пороге смерти он оставался в полном сознании и до самого конца давал наставления. Его особенным указанием было следующее: деятельностью Гаудия Матх должен руководить совет, состоящий из двенадцати человек, которых преданным нужно было выбрать. Последними его словами были: "Все, кто присутствует здесь и кого нет, – пожалуйста примите мои благословения. Пожалуйста, всегда помните, что наша единственная обязанность и единственная религия – распространение и проповедь служения Господу и Его преданным". В последний раз он вздохнул в 5.30 утра 1 января 1937 года.
Сокращенный перевод из книги
Шрила Прабхупада Лиламрита
Совершенный духовный учитель
Его Божественная милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Его Божественная Милость А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада появился в семье преданных сознания Кришны в 1896 году в Калькутте, Индия. С самого детства он проявлял признаки чистого преданного Господа, участвуя в киртанах и играя в пьесах сознания Кришны в школе. Его отец, Гоур Мохан Де, дал ему хорошее духовное воспитание.
Своего духовного учителя, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Госвами (1874-1937), Шрила Прабхупада впервые встретил в Калькутте в 1922 году. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, представляя собой звено в цепи ученической преемственности Брахма-Мадхва-Гаудия, был величайшим проповедником и ученым философии сознания Кришны и основателем шестидесяти четырех центров Гаудия Матх в Индии. Во время первой встречи с ним Шрила Прабхупада получил от него наставления, которые вдохновили его совершить в мире духовную революцию. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати сказал ему: "Ты образованный молодой человек. Почему ты не проповедуешь послание Господа Чайтаньи Махапрабху по всему миру?" Хотя последователи Вед поклонялись Господу Кришне, Верховной Личности Бога, с незапамятных времен, за пределами Индии их истинная философия и трансцендентная литература были неизвестны. Последовав за своим духовным учителем, Шрила Прабхупада стал необычайно важным звеном в передаче изначального учения, которому положил начало Сам Господь Шри Кришна.
В 1944 году Шрила Прабхупада начал издание журнала "Назад к Богу" ("Бэк ту Годхэд"), раскрывающего трансцендентную науку сознания Кришны. Не имея никаких помощников и вкладывая в издание журнала свои собственные средства, он писал, исправлял, редактировал, печатал и распространял журнал по всей Северной Индии.
В последующие годы Шриле Прабхупаде несколько раз снилось, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати советовал ему оставить семейную жизнь и принять самый высокий духовный уклад жизни в отречении – санньясу. Когда этот сон опять приснился Шриле Прабхупаде во Вриндаване, на святой земле, которая более всего дорога Кришне, он решил последовать этому наказу.
В сентябре 1959 года, а Матхуре, Шрила Прабхупада принял посвящение в санньясу, обет отречения, у известного ученого, Шрилы Кешавы Махараджи и получил имя "А. Ч. Бхактиведанта Свами" Для Шрилы Прабхупады санньяса была идеальным статусом для того, чтобы выполнить указание своего духовного учителя, но сначала ему были нужны книги и финансовая помощь для поездки в Соединенные Штаты.
Полагаясь на милость Господа Кришны, Шрила Прабхупада начал осуществление монументального литературного проекта – издание английского перевода Шримад-Бхагаватам Шрилы Кришны Двайпаяны Вьясы, литературного воплощения Господа, с тщательно разработанными комментариями. Шримад-Бхагаватам, энциклопедическое произведение, часто называют "сливками ведической литературы", поскольку в нем содержится исключительно описание Личности Бога и Его трансцендентных игр. Шрила Прабхупада сражался в одиночку – писал, редактировал великий труд и собирал средства для выпуска первых трех томов. Закончив первый том, он подарил книгу тогдашнему премьер-министру Индии Лал Бахадуру Шастри, который по достоинству оценил ученый труд Шрилы Прабхупады.
В 1965 году, когда Шрила Прабхупада окончательно выяснил для себя, куда он отправится, он сел на корабль, чтобы начать вошедшее в историю путешествие на Запад. Морская компания "Синдия" предоставила ему бесплатный проезд на борту торгового судна "Джаладута", и в августе 1965 года Шрила Прабхупада покинул Индию, имея с собой плетеную корзину, где лежали тома Шримад-Бхагаватам, пара каратал (цимбал) и сорок индийских рупий (около семи долларов).
Сорокадневное путешествие оказалось тяжелым. Через несколько дней после отплытия "Джаладута" прошла сквозь суровые шторма, и Шрила Прабхупада помимо морской болезни пережил также два сердечных приступа. В следующие две ночи приступы повторились, и Шрила Прабхупада знал, что для его шестидесяти девяти лет они могли бы быть причиной смерти. На третью ночь ему приснилось, что пришел Сам Господь Кришна и воодушевлял его, обещая ему полную защиту. Приступы больше не повторялись.
Когда 17 сентября 1965 года "Джаладута", наконец, причалила к Бостонской гавани, Шрила Прабхупада написал: "Мой дорогой Господь Кришна, Ты так милостив к этой бесполезной душе… Но я не знаю, зачем Ты привел меня сюда. Ты можешь делать со мной все, что захочешь… Как я смогу сделать так, чтобы люди Запада поняли послание сознания Кришны? Я очень несчастный, не имеющий никакой квалификации и самый падший. Поэтому я прошу Твоего благословения, чтобы я смог убедить их, ведь сам я бессилен сделать это".
Со своими книгами и небольшим количеством денег Шрила Прабхупада появился в самом большом метрополисе мира, Нью-Йорк Сити. Всю зиму 1965-66 гг. он страдал от холода, и ему удалось продать всего несколько томов Шримад-Бхагаватам любопытствующим незнакомым людям. В конце концов он переехал в Нижний Ист Сайд в Манхэттене, где снял квартиру и небольшой магазинчик с витриной на Второй Авеню, 26.
Среди юных искателей духовной истины вскоре разошлась молва о том, что приехал индийский Свами с "особым духовным процессом йоги", воспеванием Харе Кришна мантры. В июле 1966 года Шрила Прабхупада вместе с несколькими учениками официально основал Международное Общество Сознания Кришны (ИСККОН). Вскоре он взял своих первых учеников в Вашингтон Сквэр Парк для первого воспевания Харе Кришна на публике. Его небольшой магазинчик был самым началом – он и привлек внимание Нижнего Ист Сайда. Несмотря на строгие ограничения – запрет на мясоедение, незаконный секс, интоксикации и азартные игры, вскоре у него появилась небольшая, но преданная ему группа последователей.
Через несколько месяцев Шрила Прабхупада открыл центры в Сан-Франциско, Монреале, Бостоне, Лос-Анджелесе и Буффало. В Западной Вирджинии он основал ферму-общину Нью-Вриндаван и ввел на Западе ведическую систему образования – гурукулу. Кроме того, Шрила Прабхупада вдохновил преданных на строительство в Индии нескольких огромных международных культурных центров, таких как Шри Чайтанья Чандродая Мандир в Западной Бенгалии, Храм Кришна-Баларам и "Дом для гостей" во Вриндаване, а также большой храм и образовательный центр в Бомбее. В 1977 году перед тем, как покинуть этот мир, Шрила Прабхупада увидел своими глазами, что его движение Харе Кришна распространилось по всему свету – центры были основаны в большинстве главных городов Америки, Европы, Африки, Азии и Австралии.
Несмотря на постоянные переезды – за двенадцать лет он объехал земной шар не менее 14 раз – Шрила Прабхупада никогда не прекращал писать свои труды о науке сознания Кришны. Более, чем на тридцати языках было опубликовано больше 80 томов его книг, и более 150 миллионов экземпляров его произведений было распространено во всем мире. Среди этих книг – Бхагавад-гита, как она есть (1968), Ученье Господа Чайтаньи (1968), Кришна, Верховная Личность Бога (1970), Нектар преданности (1970), Шри Чайтанья-чаритамрита в 17 томах (1973-1975) и тридцать томов Шримад-Бхагаватам (1962-1977). Где бы ни останавливался Шрила Прабхупада, он продолжал проповедовать ведическую литературу и опекать своих учеников и все движение.
Шрила Прабхупада совершил все эти непостижимые подвиги в возрасте от 69 до 81 года благодаря огромным личным усилиям и непоколебимой вере в Кришну, Всевышнего Господа. Здесь упомянуты лишь некоторые из его трансцендентных достижений. Сейчас уже существует полная его биография, написанная Сатсварупой дасом Госвами. Называется она Шрила Прабхупада Лиламрита
Шрила Прабхупада не был обычным спиритуалистом, это очевидно; он был великим святым, которого выбрал и наделил могуществом Господь Кришна для того, чтобы привести людей мира в царство Бога, дав им чистый процесс сознания Кришны. В этом отношении наиболее важный вклад Шрилы Прабхупады – это его книги, высоко уважаемые в академических кругах за их авторитетность, глубину и ясность. В колледжах на многих факультетах они служат в качестве стандартных учебных пособий. Бхактиведанта Бук Траст, издательство, основанное в 1972 году для публикации его книг, стало самым большим в мире издательством в области индийской религии и философии. Книги Шрилы Прабхупады способны принести благо всему человечеству, поскольку слова совершенного духовного учителя могут освободить любого человека от влияния этого мира, полного лицемерия и страданий, и показать путь домой, обратно к Господу.
Кришна Баларама Свами
Экадаши. День Господа Хари, стр.XIII-XVI
... www.Vedic-Culture.in.ua ...