Варнашрама
или общество изобилия и счастья
Наука организации совершенного человеческого общества, изложенная в Ведах, — «Варнашрама-дхарма». Варна — общественно-профессиональная природа человека.
Ашрам — уклад жизни человека.
Дхарма — это обязанности человека в соответствии с его варной и ашрамом: внутренним качеством живого существа является служение другим.
«Как в человеческом теле есть голова, руки, живот и ноги, так и общественный организм построен подобным образом.» Бхагавад-гита, 4.13
В социальном организме, как и в любом другом, важны все части, и никто не может пренебрегать ни одной из них, но особенно важен мозг, потому что он передает информацию всем остальным частям тела.
Общество, не имеющее высшей цели, никуда не движется подобно тому поезду, который никуда не идёт.
«Кришна утверждает, что этот порядок учреждён Богом, так как поведение каждою обусловлено влиянием гуны и кармы, характерной деятельности и способа поддержания себя.» Бхагавад-гита, 4.13
Какое же устройство общества предлагает Ведическая культура, которая достигла такого уровня развития и совершенства, что даже современные учёные не в состоянии воспринять все её наработки?...
Кшатрии — это люди, наделённые определённым сознанием и качествами характера, позволяющие им быть правителями государств, должностными лицами, землевладельцами, профессиональными защитниками, или воинами.
Настоящая варна человека определяется не просто по рождению в определенной семье, а по его качествам, способностям и деятельности. Тот, кто занят деятельностью, соответствующей его естественным склонностям и навыкам, чувствует удовлетворение от своей работы.
Варнашрама-дхарма — такое социальное устройство общества, при котором между его членами существует осмысленное взаимопонимание и должное уважение, а потому никто не критикует другого, какое бы положение он ни занимал в обществе.
Е.М. Ачьюта Прийя прабху об универсальных принципах построения вайшнавской общины