Уникальность такого качества как сострадание к другим способно пробудить душу к духовному поиску, поскольку в процессе сострадания происходит взаимопроникновение, взаимопознание и обмен духовными ценностями, установление содержания общечеловеческого единства и сравнение с ними своих средств и целей.
Сострадание — это не чувство; скорее, это благородное расположение души, готовое к тому, чтобы воспринять любовь, милость и другие добродетельные чувства. Алигьери Данте
Философия о сострадании в жизни
Кандидат философских наук из Якутска Старостин Владимир Петрович говорит о сострадании следующее:
«В процессе исследования мы приходим к общему выводу, что без сострадания оказывается невозможным стабильное функционирование общества как гармоничной системы, становится сложным реальная рациональная фиксация в истории событий, феноменов, фактов, что препятствует ощущению общечеловеческого процесса как единого деяния прошлого, настоящего и будущего. А утеря сострадательности ведёт к забвению уроков и морали истории, обнищанию человеческого сознания и самосознания каждого человека как части общности.».
«Сострадание — это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивидууме действие себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода.» Жан Жак Руссо
То же можно сказать и с позиции других наук. Например, с точки зрения экономики, психологии, физиологии, астрологии и др. наук жизнь человека состоит из повторяющихся циклов. А это говорит о том, что всеобщего и полноценного счастья во всём обществе в материальном мире вообще не может быть, если в этом обществе будет отсутствовать любовь, забота и сострадание.
Всегда будут люди, которым очень необходимо особое отношение, понимание и внимание, которое может лишь прийти со стороны любви, заботы и сострадания. И если брать всё общество с точки зрения Ведической астрологии, то минимум 25% людей постоянно требуют внимания и заботы — и это всего лишь один сложный циклический период в жизни каждого человека — «сэда-сати» (без разделения таких категорий людей по возрасту как старики и дети). Если же взять во внимание и стариков и детей, у которых нет периода «сэда-сати», то цифра может подскочить до минимум 35-40% общества.
Мнимое и истинное сострадание в жизни человека
Существует очень интересная цитата о сострадании человека:
«Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей —слабость тех, от кого они слышат жалобы.» Рене Декарт
Стефан Цвейг даёт следующее определение мнимого и истинного сострадания: «... есть два рода сострадания. Одно — малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, спешащего поскорее избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья; это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий ближнего.
Но есть и другое сострадание — истинное, которое требует действий, а не сантиментов, оно знает, чего хочет, и полно решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их. Если ты готов идти до конца, до самого горького конца, если запасешься великим терпением, лишь тогда ты сумеешь действительно помочь людям. Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда.».
Веды же называют первый вид сострадания, источником которого является малодушное или сентиментальность, — «Мирское сострадание». Скорбь и слезы человека с мирским состраданием выдают человека, забывшего свою истинную, духовную природу. Тот, кто сознаёт свою духовную природу, проявляет сострадание к вечной душе.
Великий духовный учитель — Шрила Прабхупада — в коментарии к стиху 2.1 Бхагавад-Гиты говорит:
«Люди не знают, на что следует направлять своё сострадание. Какой смысл сострадать одежде утопающего? Человека, тонущего в океане неведения, нельзя спасти, пытаясь вытащить его одежду, то есть спасая его материальное тело. Того, кто не знает об этом и скорбит об одежде, называют шудрой — человеком, который скорбит напрасно.»
«Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.» Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Такая напрасная скорбь возникла и у Арджуны. Поэтому Господь Кришна решил развеять его скорбь, вызванную невежеством, и именно с этой целью Он поведал «Бхагавад-гиту».
Бхагавад-Гита,глава17 текст 20
Шри Кришна, главный знаток духовной науки, в Бхагавад-Гите говорит, что проявлять истинное сострадание можно лишь при осознании своего истинного «Я», которое осознаётся путём аналитического изучения природы материального тела и вечной души, при условии что такой осознающий не привязывается к плодам своего труда, а полностью сосредотачивается на познании своей истинной природы.
Kris.h.Nive
Vedic-Culture.in.ua