Шрила Прабхупада
о месяце Пурушоттама
Иногда можно услышать утверждение, что «Шрила Прабхупада ничего не говорил о месяце Пурушоттама, поэтому нам нет дела до него»
Почему Прабхупада мало говорил о месяце Пурушоттама?
Несомненно, беспримесная преданность Шриле Прабхупаде всегда заслуживает высочайшего почтения, тем не менее, вряд ли кто-то может сказать, что Шрила Прабхупада был бы недоволен тем, что преданные с ещё большим рвением занимаются служением Господу и проповедью, повторяют больше кругов и больше читают Шримад-Бхагаватам, а именно это и предпологает Пурушоттама-врата (благоприятные обеты на месяц Пурушоттама).
Более того, нельзя с абсолютной уверенностью сказать, действительно ли Шрила Прабхупада ничего не говорил о месяце Пурушоттама так как, к сожалению, многое из того, что Шрила Прабхупада говорил, не было записано на плёнку. Очевидно одно, что он не акцентировал его так же, как он не акцентировал и другие вещи, некоторые из которых сейчас являются общепринятыми практиками в нашем обществе. Яркий пример тому — соблюдение месяца Картика или наставническая система. Шрила Прабхупада обычно не подчеркивал важность особых обетов в Чатурмасью или в месяц Картика, а если принять во внимание, что месяц Пурушоттама бывает в 2-3 раза реже Картики, то естественно, что упоминания о нём будут ещё в 2-3 раза реже.
Пурушоттама-врата
Добровольные обеты в месяц Пурушоттама называются Пурушоттама-врата. Что это такое? Нужно просто делать то, что мы уже делаем — повторять Харе Кршна мантру, читать Шримад-Бхагаватам, петь бхаджаны и киртан, но делать это ещё больше и лучше! А если мы этого не делаем, то этот месяц — прекрасная возможность начать это делать!
Разве Шрила Прабхупада будет недоволен, если мы начнём каждый день петь киртан, каждый день читать Бхагаватам, каждый день совершать какое-то служение Господу? Нужно начать хотя бы в этот священный месяц!
« врядли ... Шрила Прабхупада был бы недоволен тем, что преданные с ещё большим рвением занимаются служением Господу и проповедью, повторяют больше кругов и больше читают Шримад-Бхагаватам, а именно это и предпологает Пурушоттама-врата»
Таким образом, речь идёт не о том, чтобы вводить что-то новое — никто не говорит, что нужно установить, например, Божество Бала-гопала и петь ему весь день молитвы Валлабхачарьи или же катать Радха-Кришну на качелях.
Конечно, всегда есть крайности с обеих сторон, как канавы по краям дороги — можно взять на себя непосильные обеты и совершать никому не нужные аскезы, оставив своё служение и проповедь под видом соблюдения «Пурушоттама-враты», а можно обмануть себя по-другому, сказав «Шрила Прабхупада этого не хотел» и продолжать жить как обычно, «не напрягаясь» (хотя соответствует ли наше «как обычно» тому, что хотел от нас Шрила Прабхупада — это другой вопрос).
Кто первым заговорил о важности месяца Пурушоттама?
Судя по всему, Шрила Бхактивинода Тхакур был первым, кто в современном мире стал говорить о важности месяца Пурушоттама и о том, что этот месяц на самом деле не является «грязным» и бесполезным, как ранее считалось, а совсем наоборот — он превосходит все другие месяцы и может даровать все благословения (статья о славе месяца Пурушоттама в своей газете «Саджджана-тошани» в сентябре 1898 года).
Также будет интересным тот факт, что именно в течении месяца Пурушоттама, Бхактивинода Тхакура писал свою автобиографию под названием «Сваликхита-дживани» (на её написание ушло два с половиной месяца — с 4 апреля по 21 июня 1896).
Во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в Гаудия Матхе священный месяц Пурушоттама соблюдался с особым вниманием. В специальном выпуске газеты «Гаудия», посвященном его божественному уходу из этого мира (том 15, номер 23-24 от 16 января 1937 года) было описано как после проведения праздников Баладева-авирбхавы и Джанмаштами в Калькутте, Шрила Сарасвати Тхакур показал личный пример соблюдения Пурушоттама-враты и 12 августа 1936 года отправился на поезде из Калькутты в Матхуру. Там он провёл некоторое время возле «Mathura Cantonment» в усадьбе под названием «Шивалайа», где давал лекции. После этого он отправился во Вриндаван и там, в «Мадхумангал-кундже», давал лекции по Шримад-Бхагаватам. В это время он также проявил на Говардхане небольшой бхаджан-кутир. 9 сентября 1936 года он вернулся в Калькутту и провёл там непрекращающуюся хари-катху на ежегодном фестивале в Шри Гаудия Матхе.
Перед началом месяца Пурушоттама в августе 1936 года в газете «Гаудия» была опубликована статья, начинающаяся словами: «В 8:24 минувшего 1 Бхадра [17 августа] началась Пурушоттама-врата, которая продлится до 22:32 30 Бхадра [15 сентября]. В течении этого месяца личный спутник Лила-Пурушоттамы [Шри Кришны], Гаудия-ачарья-бхаскара [солнцеподобный ачарья гаудия-вайшнавов] в собственной обители Пурушоттамы, Шри Вриндаване, даровал благоприятную возможность праздновать Пурушоттама-врату с киртаном хари-катхи…»
Статья заканчивалась словами: «Поэтому, преданно принять служение Лила-пурушоттаме, состоящее из прославлений (киртана-майи) и наставлений (вани-мукхара) личного спутника Шри Радхи, в этот самый благочестивый месяц Пурушоттама, в Шри Вриндаване — долг каждого».
Месяц Пурушоттама
Таким образом, месяц Пурушоттама — особый месяц, который предоставляет благоприятные возможности для духовного развития и самоосознания.
Ещё по теме «месяц Пурушоттама»: